После двух волн масштабного сноса торговых павильонов в столице в 2016 году эксперты разделились на два лагеря. Одни считают, что уровень конкуренции за помещения и объекты для
Слон из мухи
Одним из наиболее заметных событий года на столичном рынке street retail стал демонтаж признанных московскими властями незаконными построек, который прошел в два этапа. В список первой волны сноса вошли 104 объекта, в числе которых оказались торговые ряды у станций метро "Арбатская", "Кропоткинская", "Маяковская", "Улица 1905 года", "Таганская", "Чистые пруды",
По словам Ольги Косец, президента МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди", после первого опыта применения практики сноса ларьков в далеком 2012 году отмечался бурный рост этого сектора. "Предприниматели массово ринулись выкупать квартиры на первых этажах жилых домов, а затем переводить площади в коммерческий вид использования. С 2012 года до начала кризиса 2014 года отмечался высокий спрос на коммерческую аренду, арендные ставки достигали в зависимости от района 100 тыс. рублей за 1 кв. м в год. Самым прибыльным считался и по-прежнему остается центр столицы, то есть все объекты, находящиеся в пределах Садового кольца. На 2014 год количество пустующих помещений в центре города составляло не более 8% от общего количества коммерческих площадей. С момента старта кризиса (резкого падения курса рубля в сентябре 2014 года), а также в результате санации большого количества банков количество пустующих помещений резко возросло, в 2015 году наблюдался самый высокий показатель - порядка 22%. На начало 2016 года эта цифра снизилась до 11-12%, многие арендаторы снесенных
В целом сегодня спрос на помещения в районах демонтажа торговых объектов увеличился, особенно на помещения, расположенные в оживленных местах, а количество предложений в таких местах уменьшилось, но не пропорционально увеличению спроса. Это связано с тем, что частным предпринимателям, которые лишились своих
После описанных выше событий и других многочисленных изменений в облике Москвы были созданы условия для профильного деления, в результате которого будут сформированы бутиковые торговые улицы (например, Столешников переулок) и общественного питания (Камергерский переулок). Такое сегментирование рынка
По словам руководителя департамента
Однако существует мнение и о том, что процесс сноса павильонов в целом вообще никак не отразился на балансе спроса и предложения
Оксана Николаева, заместитель директора отдела исследований рынка
Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований компании
Выбор стратегии
При этом арендаторы, которые ранее располагались в демонтированных объектах, избрали разную стратегию поведения после завершения процесса сноса. Так, банки, у которых существует необходимость обслуживать определенную группу населения в той или иной локации, стали изучать альтернативные варианты для открытия
Арендаторы объектов, попавших под снос, конечно, сформировали дополнительный спрос в локациях сноса на встроенные помещения первых этажей. Однако этот спрос сформирован в первую очередь также магазинами импульсного спроса: пресса, небольшие продуктовые
По словам генерального директора компании
Марина Дроздова, руководитель направления street retail компании "
По словам Ольги Косец, принцип "одна дверь-один
На пути к переменам
При этом важно отметить, что количественно вырос рынок субаренды, в основном это профиль продуктов питания. Самые распространенные схемы работы в этой сфере подразумевают, что оператор берет помещение в аренду для осуществления своей коммерческой деятельности и излишки площадей сдает в субаренду. Также появились такие игроки рынка, выступающие вроде некой "
Марина Дроздова считает, что в сложившихся условиях основной проблемой для бизнеса до сих пор является высокие для развивающихся сегодня ритейлеров ставки аренды на те помещения, собственники которых, после освобождения своих помещений от старых арендаторов, рассчитывают на повышение или хотя бы сохранение прежнего арендного дохода и морально не готовы на снижения. "В конечном итоге они вынуждены на них согласиться или прибегнуть к разделению помещений, если это востребовано в существующей локации. В зависимости от сценария развития, арендатором становится ритейлер крупного или мелкого формата", - добавила Дроздова
В итоге нельзя сказать, что баланс спроса и предложения на рынке