Сказка стала былью! Сегодня молодой предприниматель уже не хоронит свои идеи под подушкой. Более того, он имеет свободу в выборе организации, которая поможет ему выйти на рынок и выпустить желаемый продукт. Особенно актуальным стало направление наукоемких технологий и обращение к сравнительно новым формам поддержки — наноцентрам. «Понедельник» решил понять, чем они отличаются от инкубаторов и технопарков.
Текст: Юлия Шуляк
Два года назад Илья Чех окончил Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Сейчас он владеет двумя компаниями, поднимает интерес к отрасли производства протезов в России и сотрудничает с наноцентрами «Роснано», которые вложили в дело Ильи 5 млн рублей.
Еще в магистратуре Илья Чех собрал команду и проектировал планетоходы и роботов, а когда закончил учиться, основал компанию W.E.A. S. Robotics. В ней ребята занимались конструированием разных приборов, пока не встретились с производственной компанией Can-touch. Они решили повторить успех Ричарда Ван Аса, плотника из Южной Америки, который напечатал себе протез на 3D-принтере, когда в результате несчастного случая лишился четырех пальцев. Совместно компании начали изготавливать механические (тяговые) протезы, причем главными потребителями стали дети, которые в России испытывают особый недостаток в «искусственных руках». Первоначально проект был некоммерческим, а благотворительным, чтобы показать возможности 3D-печати. Но после общения с врачами-протезистами и пациентами компании захотели подойти к решению проблемы системно.
По оценкам Агентства стратегических инициатив, в 2013 году только 14% россиян (9 тыс.) были обеспечены протезами верхних конечностей, остальные 53 тыс. человек такую помощь не получили из-за отсутствия необходимых протезов для сложных видов травм.
Илья создал и установил несколько механических протезов, но они подошли только тем, у кого кисть была ампутирована ниже лучезапястного сустава. Чтобы помочь остальным инвалидам, команда в 2014 году переключилась на разработку своей конструкции биоэлектрической (бионической) руки. Чтобы добыть деньги, Илья участвовал в конкурсах стартапов и защищал свой проект перед инвесторами. Пока шли переговоры с инвесторами, в феврале 2015 года Илья основал новую компанию — «Моторика», которая вплотную занялась совершенствованием бионических протезов и их установкой по социальной программе. В августе этого года компания получила 5 млн рублей от наноцентров из Санкт-Петербурга и Томска. Кроме того, «Роснано» предоставляет ей бухгалтерское и юридическое сопровождение, только уже на платной основе.
Акселератор ресурсов
Федеральная сеть нанотехнологических центров — так называется база для создания и развития малого бизнеса. В 2008 году ее создала российская компания «Роснано», чтобы помочь предпринимателям внедрять технологии в производство в своей стране.
Наноцентр напоминает бизнес-инкубатор, то есть площадку возможностей: технических, человеческих и финансовых. В инкубатор приходит предприниматель-«цыпленок» с неоперившейся идеей. Специалисты помогают ее доработать в соответствии с рыночными требованиями, дают доступ к оборудованию, помещениям, выделяют деньги и ждут момента, когда компания встанет на ноги и произведет собственный продукт. В обмен на свою помощь инкубатор получает часть бюджета удавшегося проекта. Если проект не развился и не произвел конечный продукт, инкубатор несет потери.
Другими словами, наноцентр и инкубатор — это создатели новых компаний, занимающиеся их становлением — от стадии идеи до стадии создания прототипа или полноценного товара. Однако у наноцентра есть существенные отличия.
Тактильные технологии
Наноцентр — это относительно новая форма поддержки бизнеса в России. В других странах она работает гораздо дольше. Уже в 1998 году группа инвесторов, среди которых были Элон Маск (Tesla, Space X), Питер Тиль (бизнес-ангел Facebook) и Стив Чен (YouTube), основали PayPal, крупнейшую электронную платежную систему. Эту команду сформировали в Силиконовой долине те, кого сейчас называют строителями венчуров (venture builders), то есть организации, которые строят компании, основываясь на собственных идеях и ресурсах, то есть создают себе подобных.
В России строителями венчуров стали 12 российских наноцентров, которые находятся в Московской области, Томске, Новосибирске и других городах. Они привлекают инвесторов и компании, которым было бы интересно растить новые проекты, и стартапы, которые хотели бы выйти на рынок, но у которых нет средств или необходимых компетенций.
В сферу интересов наноцентров входят material-based технологии, те, которые, как говорят сами организаторы, можно пощупать. К настоящему моменту сеть центров запустила 372 проекта (стартапа) и 49 инфраструктурных компаний. Они специализируются на создании новой электроники, биотехнологий, медицинском приборостроении, новых материалах и других направлениях.
Другими словами, они могут сделать интернет быстрее, технику компактнее и важные для жизни вещи доступнее. Такие наукоемкие специализации отличают наноцентр от других форм поддержки малого бизнеса.
Итак, если идею проекта подает предприниматель, то обеспечением материально-технической базы занимаются инфраструктурные и инжиниринговые компании. Инфраструктурная (или технологическая) компания аккумулирует оборудование и специалистов из разных областей знаний, чтобы консультировать бизнесмена-идеолога и снижать его расходы на создание продукта. А инжиниринговая компания разрабатывает оригинальные технологии по заказу, то есть оттачивает идею бизнесмена-идеолога.
Зонтик предпринимателя
Сеть наноцентров имеет две стратегии работы: «к рынку» и «от рынка». Стратегия «к рынку» осуществляется в случае, если молодой предприниматель загорелся идеей и подал заявку на получение поддержки, как это сделал Илья Чех. Сотрудники центра определяют ценность проекта и пытаются понять, какую рыночную нишу он может занять. Дальше наноцентр помогает доработать идею, найти точки соприкосновения с потенциальным спонсором и компаниями-партнерами. Главная задача наноцентра — держать зонтик над новым детищем, пока оно не сможет обеспечивать себя само и не начнет окупаться.
Вторая схема работы центра — «от рынка» — предполагает, что внутри наноцентра компании-партнеры станут запускать собственные компании, ориентируясь на имеющиеся ресурсы и предпочтения.
Например, один из резидентов наноцентра «Техноспарк» в городе Троицк Московской области помогает создавать высокотехнологические стартапы изнутри. Инжиниринговая компания «ТЕН Электроникс» живет в здании наноцентра с его основания. Ее руководитель Артем Кротов окончил физический факультет МГУ, получил дополнительное образование менеджера научных исследований и решил войти в число людей, которые основали «Техноспарк» при поддержке «Роснано».
Компания Артема занимается дизайном центра новой электроники, в первую очередь разрабатывает продукты для визуализации информации. В своем дизайн-центре команда разрабатывает электрические схемы и организует их производство, создает программное обеспечение и готовит техническую документацию.
Мнение специалиста
Наноцентры, инкубаторы, технопарки и бизнес-кластеры — схожие формы поддержки малого бизнеса. Однако у каждого центра есть своя специфика, и, как говорят специалисты, главное — понять, где именно твой продукт и твой бизнес получит больше возможностей.
президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди»:
Если речь о технологичном бизнесе, бизнесе „мозгов“, именно тогда наиболее полезно обращаться в бизнес-инкубаторы и наноцентры, там не придется долго растолковывать, в чем состоит научная „фишка“ вашей идеи.