Печать
Категория: КосДума

Предприниматели и руководители малого бизнеса, расскажите, как вы выстраиваете отношения и договариваетесь с владельцами недвижимости, в которой расположен ваш бизнес? Я за свою жизнь переехала вместе с бизнесом столько раз, что об этом можно написать книгу. Переезжать с производством, да еще и со швейным - сущий ад, поэтому идеей фикс десяти лет моей сознательной жизни была покупка помещения для фабрики. Но прежде чем все таки его приобрести, я таскала свое оборудование по всему Краснодару. 

Требования к помещению довольно таки специфические, и найти подходящее достаточно сложно. Особенно если учесть, что производство - это далеко не оборудование, а квалифицированные рабочие руки, которых в последнее время ощущается существенный дефицит. 

Итак: площадь из расчета 3 квадратных метра на 1 рабочее место; высокий уровень дневного освещения; транспортная доступность для персонала; количество доступных киловатт электроэнергии; три фазы; возможность монтажа электрических проводов в огромном количестве ( не все разрешают портить стены);теплые туалетные комнаты ( работают женщины, а для Краснодара типично размещение туалетов на улице); отопление; охрана; возможность подъезда грузового транспорта для разгрузки; дополнительные складские площади и многое другое. В начале 2000-х, когда еще ощущался существенный дефицит площадей, найти нечто подобное было большой удачей, если удавалось, то держались за него и шли на все условия арендодателя. 
 
Последние буквально выкручивали руки и диктовали всё новые и новые условия, от безысходности приходилось их выполнять. Ставки за квадрат были столь высоки, что в одном из мной до сих пор арендованном помещении под шоу-рум еще в 2006 году, аренда сегодня в два раза меньше от первоначальной стоимости, несмотря на инфляцию. 
 
Подобное снижение мне далось не сразу. В договоре была прописана ежегодное право арендодателя повышать арендную ставку на сумму, не превышающую 20 процентов. Однажды владелец помещения принес договор с очередным повышением. Я провела анализ сдаваемых в округе площадей и предоставила его с экономическими выкладками со своим предложением, которое соответствовало реалиям. Мне удалось убедить владельца, что освобожденный мной магазин в ближайшее время вряд ли будет сдан при таком профиците в округе свободных площадей.

На мой взгляд, производство лучше размещать либо у надежных арендодателей, либо пытаться приобрести площади в собственность для его организации. Пик стоимости недвижимости приходился на 2005-2010 годы и сегодня на падающем рынке осуществить подобное шансов гораздо больше. 
 
А вот с торговыми площадями я бы не советовала торопиться с покупкой, поскольку убеждена, что отдельно стоящие здания интересны только в случае организации в них магазинов шаговой доступности или для предоставления повседневных услуг. Более перспективными для роста и поддержания постоянного потребительского спроса являются торговые центры. С последними настоятельно рекомендую заключать договорные отношения после многократных консультаций с юристами. Однажды я изучала такой договор несколько месяцев, а сам процесс подписания длился 8 часов. 
 
Он был почти на 50 страницах, после моих правок, перепечатанные листы приходилось читать вновь, потому что тут же на глазах возникали новые строчки. 
 
Однажды, после закрытия Черкизовского рынка, я чуть было не рассталась с бизнесом вовсе, поскольку в связи с его закрытием были утеряны все контакты с постоянными покупателями. У меня, в отличии от многих мне подобных, был белый договор с управляющей компанией рынка, что позволило мне продолжить бизнес на другой её площадке. Пытаться получить компенсацию у государства, поскольку рынок был закрыт по инициативе власти, я даже не пыталась. Однако же та ситуация позволила мне раскрыть в себе таланты иного направления, нежели быть просто предпринимателем.

#КОСецтакДУМАет #КосДума #ОльгаКосецНужныеМысли