Основная причина такой периодической активности по борьбе с киосками московских властей - непроработанность вопроса и отсутствие системы по организации торговли в нестационарных объектах на федеральном уровне. Так, Федеральный Закон 381 не дает четкого определения по организации таковой системы, а значит в силу своей "половинчатости" - предоставляет право регионам на некоторого рода "самоуправство", когда каждый регион решает эту проблему по-своему.
Давайте вспомним, что смена ранее дейстовавшей системы власти в таком особенном городе как Москва произошла не так давно - и если в "лужковские времена" действовала своего рода "хаотическая демократия" в вопросе установки нестационарных объектов (ларьков, киосков, палаток, металлических сооружений, нестационарных объектов с узаконенным правом собственности - на самом деле позиций множество) - утсанавливали практически где хотели и что хотели при всем понятной процедуре согласования с чиновниками, частенько подкрепляемой известным финансовым спонсорством "в частный карман". Расцвет эры киосков пришелся на конец 90-х, когда пустующую после развала планового хозяйствования нишу торговли естесственным образом заполнили частники (многие еще помнят "челночников", "челноков"?).
С приходом новой команды управленцев во главе с С.С. Собяниным логично было принято решение навести порядок в этом вопросе. Сама же тема стартовала с того, что лично новый мэр умудрился наткнуться у одной из станций метро на торговцев "без документов". Скандал спровоцировал немедленное указание - разобраться!
И это хорошо, только вот довольно сложно за три-четыре месяца учесть все нюансы системы. Тем не менее, уже в феврале предпринимателей "порадовали" Постановлением № 26, которое одним махом урегулировало ситуацию, практически поставив все существующие киоски вне закона. Каким образом? А вот каким: у существуовавших на тот момент почти 22000 московских киосков были заключены договора с департаментом с 2005 года и без даты окончания срока, а новое постановление эту дату определило, дав предпринимателям три месяца на "самоуничтожение". Помогли этому процессу и чиновники, желающие усидеть и при новом мэре - иногда они жестили даже больше, чем того требовало постановление. Не поверите, предприниматели шли на то, чтобы ночевать в своих киосках, некоторые приковывали себя к оборудованию наручниками, ибо можно было утром прийти и вместо киоска обнаружить чистую площадку, как будто ничего и не было. Понятно, что среди 22000 киосков были и такие, что попадали в "красные линии", стояли над коммуникациями, закрывали входы в метро, у какого-то числа предпринимателей не все было в порядке с документами. Кстати, далеко не у всех.
Первая битва нового Правительства с киосками сократила их количество за два года до 7000, почти в три раза. В результате - жители ощутили нехватку магазинов шаговой доступности с недорогим ассортиментом, магазины в районах города в отсутствие конкуренции слегка подняли цены, огромное количество людей потеряло работу (ведь каждый киоск это бригада продавцов, сторожа, водители, поставщики), а малое сельхозпроизводство и переработка потеряли понятный рынок сбыта (те, кто никогда со своей качественной продукцией не попадет на полки сетевых магазинов). А управленцам пришлось ломать голову над новой задачей - порушенная система показывала характер и выявлялись все новые детали, серьезно влияющие на схему нестационарных объектов торговли в Москве. Причем схема эта до сих пор в подробном и открытом виде не появилась.
Новый порядок заключался и в том, что предпринимателей обязали покупать типовые киоски для установки на узаконенных в схеме точках и с определенной специализацией. Стоимость киосков была порядка 600 тысяч рублей. В принятии решения об установке принимали участие управы и советы депутатов на местах. Нашлись и любители пошкурничать на аукционах: некоторые откуда ни возьмись появившиеся компании (например, Дилинг-Сити) стали принимать участие во всех аукционах, разгоняя немыслимые для реального малого бизнеса цены на "место". Предпринимателям либо предлагали заплатить, чтобы представители подобных контор сошли с дистанции во время аукциона, либо эти компании выигрывали аукционы и затем сдавали киоски в субаренду. Если помните, какое-то время по всей Москве часто попадались брошенные киоски, которые затем вывозили. Эти "брошенки" - как раз те выигранные большими игроками места, которые не удалось сдать в субаренду. Их попросту бросили, а бюджет недополучил доход. За счет всей этой кутерьмы число киосков сократилось уже до 5000. Если помните, мы начали отсчет с 22000.
Новое оживление на этом фронте началось сейчас, ибо в апреле-июне 2015 года подходят к окончанию ранее заключенные на 3 года договора. Правила игры на этом рынке Правительство Москвы снова решило поменять - теперь киоски станут единообразными и будут собственностью города (по слухам, потратят на это порядка 3 млрд из- бюджета). Таким образом, предприниматель будет получать место с закрепленной специализацией, а сам киоск ему принадлежать не будет. По поводу специализации тоже много вопросов - к примеру, много известно случаев, когда на привычном "колбасном месте" вдруг решали отрыть киоск по продаже театральных билетов, который стоял пустым. То есть сектор такой торговли не изучен тщательно до сих пор, по мнению многих предпринимателей. Предпринимательское сообщество, при поддержке общественных организаций и ТПП РФ разрабатывали поправки к Федеральному Закону, чтобы на федеральном уровне закрепить понятные и удобные правила, регулирующие этот сектор. Но... идея пока не реализована. Регионы ведут себя в этой истории очень по-разному, к примеру, где-то сносили все подчистую, а где-то сносы киосков удалось остановить или приостановить, как в Иркутске, Кирове, Липецке. Есть мнение, что все же необходимо четче установить участие депутатов в принятии решений по размещению и специализации торговых точек - кому, как не депутатам, знать, что нужно горожанам.
Ломаются копья и по поводу альтернатив киоскам: и если в районах новостроек под малую торговлю чаще всего отдаются первые этажи, цокольные этажи, то в районах с исторической застройкой это сделать сложно, а ведь и там, и там живут люди. Но, например, попробуйте купить простой хлеб (доступный по цене и без кулинарных наворотов) в ЦАО - вряд ли вы его найдете - сетям невыгодны такие товары, а киосков попросту нет. Поступают предложения эффективнее использовать имеющиеся муниципальные помещения, управлять ими с пользой для горожан, пока это удается далеко не всем управам. Не смолкают разговоры и о введении торговых сборов, чтобы помочь бюджету оплатить все нововведения, рекомендованные креативными чиновниками. На самом деле, проблема эта сложная, а потому простых и быстрых ее решений быть не может. Ведь взять и махом снести все киоски - и законные, и незаконные, и нужные, и ненужные - это как выдернуть все зубы при одном больном, чтобы "не заморачиваться". Согласитесь, не слишком логично?
Так что еще раз повторюсь - порядок надо навести путем совершенствования федерального закона, исключив почву для самодеятельности на уровне регионов. А совершенствовать закон необходимо с учетом мнения предпринимателей, экспертов, профессионалов. И тогда сезонной лихорадки с киосками удастся избежать. Это и будет - цивилизованная торговля в разных форматах, удобная москвичам. Тем более, что на Москву, как город законодательных инициатив и лидера изменений смотрят все регионы.